Международный комитет по
«Пирамиде»
Бильярдный спорт
«Пирамида»
Москва
2001
1. Общие положения.
1.1 Положение о соревновании.
К каждому соревнованию, проводимому в рамках Международного комитета по «Пирамиде» (МКП), организатором соревнования, или по его поручению, готовится программный документ - «Положение о соревновании», который должен содержать следующие элементы:
- организация руководства соревнованием;
- цели и задачи соревнования;
- сроки и место проведения;
- условия и порядок допуска к соревнованию;
- сроки, форма и порядок подачи заявок на участие в соревновании;
- система проведения и количество встреч на разных этапах соревнования;
- количество призовых мест и порядок награждения призеров;
- порядок формирования и численность судейской коллегии.
Организатор соревнования может включить в «Положение о соревновании» и другие элементы, а также выделить некоторые элементы «Положения» в отдельные документы или устные соглашения с официальными лицами на соревновании.
1.2. Регламент игровых встреч.
Количество встреч и побед во встречах для определения победителей и призеров соревнований определяются Положением о конкретном соревновании.
Перерыв во время игры может объявляться только судьей для восстановления сил игроков, решения некоторых технических проблем и в связи с особыми обстоятельствами.
1.3 Столы, шары и оборудование.
Игры в «Пирамиду» проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек, шестнадцатью шарами с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам МКП.
В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др…
Шары, которыми ведется игра, как правило, маркированы, пятнадцать из них белого цвета, они имеют собственные номера с первого по пятнадцатый, а шестнадцатый шар отличается от них цветом или специальной разметкой.
Официальные лица имеют право перед началом соревнования убедиться в соответствии стандартам столов, шаров и оборудования и заявить свои претензии по этому организатору соревнования. После начала соревнования претензии по этим вопросам не принимаются.
Для замеров на столе разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.
1.4
Участники соревнования.
Участниками соревнования признаются, заявленные национальными ФБС игроки, официально допущенные мандатной комиссией к данному соревнованию. Участник соревнования должен знать Правила игры, «Положение о соревновании», а также регламент и график проведения соревнования. Незнание этих документов в последующем не дает права участнику на переигровку, восстановление позиции шаров, повторение ударов, и т.п.
Участник обязан выполнять требования организатора соревнования и судей, соблюдать дисциплину, форму одежды, законы спортивной борьбы, быть корректным по отношению к соперникам и официальным лицам соревнования.
До начала и в процессе игры он может обращаться к судьям за разъяснением Правил или Положения о соревновании, и только несогласие с их толкованием может быть причиной подачи протеста в Главную судейскую коллегию через представителя команды или лично.
Игровые моменты (касание шаров, промах, неправильный удар …), зафиксированные судьей у стола, опротестовываться не могут.
Если участник, играющий у стола, допустил ошибку, но она не была зафиксирована судьей, и о ней не было заявлено соперником играющего сразу же после нарушения Правил, и игра была продолжена, то возвращаться к разбору этого нарушения считается невозможным. Действия играющего у стола при этом признаются правильными.
В конечном итоге ответственность за соблюдение Правил игры возлагается на участника соревнования, а не на судью. Если судья не зафиксировал нарушение Правил, то сразу же после нарушения соперник играющего должен заявить об этом судье для принятия решения по конкретной ситуации.
Участник соревнования имеет право:
- опробовать бильярдный стол и инвентарь перед началом встречи;
- запросить информацию по условиям и программе соревнования;
- использовать все имеющееся на соревновании оборудование и инвентарь (машинки, длинный кий, мел, салфетки и др.);
- контролировать ведение текущего счета и оформление результатов встреч.
Участник должен быть на месте очередной встречи не позднее 15 минут с момента объявления о начале встречи судьями. Если участник не является за это время к месту встречи, то ему засчитывается поражение в этой встрече, а при повторном аналогичном нарушении он снимается с соревнования, о чем сообщается в национальную ФБС.
В случае травмы или болезни игрока, а также оказания технической помощи, судьей может объявляться перерыв во встрече продолжительностью до 30 минут. При невозможности продолжить встречу участнику засчитывается поражение.
Перерыв между партиями и во время встречи может быть взят с разрешения судьи не более пяти минут.
В случае отстранения от игры, а также невозможности продолжить встречу одним из игроков, сопернику в недоигранной партии записывается максимальный счет с учетом сыгранных партий (забитых шаров) на момент прекращения игры.
Если участник, победивший во встрече, снимается с соревнования за неспортивное поведение после окончания встречи, то его сопернику победа не присуждается.
Если участник выбывает из соревнования, не сыграв более половины встреч, то все результаты его игр аннулируются, если сыграно более половины встреч, то результаты его встреч включаются в общий подсчет итогов соревнования.
Для участников соревнований МКП устанавливается следующая форма одежды: темные брюки, белая рубашка, жилет, бабочка и темные туфли. Одежда участников должна быть опрятной и хорошо пригнанной.
1.4 Неспортивное поведение.
К неспортивному поведению официальных лиц на соревновании относятся публичные высказывания или действия, которые наносят вред честному ведению спортивной борьбы. Это чаще всего проявляется в виде:
- выражения словом или жестом сомнений в правильности действий соперников или судей;
- создания препятствий и помех для нормальной и спокойной игры;
- умышленного смешивания позиции шаров на столе;
- нанесения, не предусмотренной Правилами, разметки на столе;
- использования для замеров на столе не разрешенных Правилами предметов.
- самовольного оставления места, предусмотренного для игрока во время встречи;
- демонстративного раскручивания кия до завершения партии;
- демонстративного затягивания времени игры;
- оскорбительного поведения по отношению к сопернику, судьям или публике.
Судьи и официальные лица на соревновании должны решительно пресекать неспортивное поведение игроков и других лиц, находящихся в помещениях, где проводятся соревнования, и обеспечивать поддержание спортивной обстановки.
За неспортивное поведение к игрокам применяются следующие меры воздействия:
- объявление замечания о неспортивном поведении;
- объявление предупреждения;
- объявление поражения в партии;
- отстранение от соревнований.
Меры воздействия
за неспортивное поведение участников соревнования отмечаются в протоколах
встреч.
1.5 Протест.
Участники соревнований, а также представители и тренеры команд могут выразить протест по действиям судей, касающихся толкования и применения Правил игры или «Положения о соревновании».
Если протест заявляется по действиям судей у стола во время встречи, то сразу же с возникновением предмета протеста, игрок должен прекратить игру и объявить судье: «Я заявляю протест…», после чего изложить суть протеста.
В том случае, когда судья считает протест обоснованным, он должен удовлетворить требование по протесту (восстановить позицию шаров, переквалифицировать удар, выставить шар …) и продолжить игру в установленном порядке.
Если судья считает протест необоснованным, он разъясняет игроку суть требований Правил и Положения применительно к данной ситуации и предлагает игроку продолжить встречу.
Если игрок имеет намерение настаивать на своей позиции, то судья у стола предлагает ему через представителей команды, или лично, оформить протест письменно и подать его вместе с денежным залогом в Главную судейскую коллегию. Размер залога определяет организатор соревнования.
Протест должен быть рассмотрен в Главной судейской коллегии в течение часа. Решение по протесту объявляется заявителю с записью резолюции на нем, заверенной подписью Главного судьи.
Игра на время рассмотрения протеста приостанавливается, фиксируется положение (позиция) шаров и продолжается только после принятия Решения по протесту.
Если игрок, заявивший протест, делает очередной удар по шарам после приостановки игры, не дождавшись решения по протесту, то протест в этом случае не рассматривается и объявляется необоснованным.
Заявитель протеста обязан в тексте указать конкретную претензию на действия судьи или соперника, а также дату и время подачи протеста в Главную судейскую коллегию.
Если протест удовлетворяется, то денежный залог возвращается заявителю, в противном случае он остается в распоряжении организатора соревнования.
Решение Главного судьи соревнования по Протесту оспариваться не может.
1.6 Особый случай.
Если в процессе игры, по недосмотру игрока (судьи) игра продолжается, несмотря на то, что у одного из игроков уже закончена партия (забито 8 шаров), то, несмотря на дальнейшее развитие партии, игра останавливается сразу, как только это обстоятельство обнаружено. Победа присуждается на общих основаниях по принципу - «выигранная партия не проигрывается».
1.7 Игрок и «Правила игры».
Каждый игрок должен знать «Правила игры», он должен руководствоваться ими, и именно он отвечает за соблюдение Правил.
Игрок может обращаться к судье за разъяснениями Правил в процессе игры по конкретной ситуации на столе до нанесения им очередного удара по шарам. Если удар по шарам после возникновения особой ситуации произведен до выяснения, то обсуждать ее считается невозможным.
2.Правила игры в «Пирамиду».
2.1 Цель игры.
Раньше соперника забить в лузы восемь шаров.
2.2 Используемые шары.
Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.
2.3 Ведение игры.
Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Обьявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.
2.4 Удар по битку.
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.
При выполнении удара наклейка кия не должна касаться битка более одного раза.
Запрещается производить удар пропихом и нажимом.
Пропих – удар, при котором игрок затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и прицельный шар.
Нажим - удар, при котором близко стоящие друг от друга или соприкасающиеся шары под нажимом кия вдавливаются в лузу или под нажимом кия перемещаются в другую позицию.
Удар по битку, который соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45° к линии центров этих шаров.
Удар по битку, близко стоящему к прицельному, шару выполняется на общих основаниях и под любым углом к линии центров, но без пропиха и нажима.
2.5 Исходное положение шаров на столе и
начало партии.
Перед начальным ударом пятнадцать шаров с номерами устанавливаются с помощью треугольника вплотную друг к другу в форме треугольной равносторонней пирамиды. Передний шар пирамиды (его нижняя точка) располагается на задней отметке стола (третьей точке), а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.
Шестнадцатый шар (без номера), используется как биток, он располагается в «доме».
Шар, расположенный на линии «дома» считается вне «дома».
Партия начинается после того, как судья установит шары для выполнения начального удара.
2.6 Розыгрыш начального удара.
Расположившись у переднего борта, по разные стороны от осевой линии стола и, взяв по одному шару, игроки по команде судьи производят удар «с руки из дома», посылая шары к заднему борту. Победителем розыгрыша считается игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту.
Розыгрыш считается проигранным если шар:
- не коснулся заднего борта;
- упал в лузу или выскочил за борт;
- коснулся длинного борта или зашел на половину соперника.
Если правила нарушили оба соперника, или оба шара остановились на одинаковом расстоянии от переднего борта, то розыгрыш повторяется.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.
В последующих партиях соблюдается очередность начального удара до конца встречи.
2.7 Начальный удар.
Начальный удар производится из любой точки «дома». Игрок при этом не должен выходить за продолжение передней линии (линии дома).
Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия.
При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно из условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров :
- упал в лузу;
- коснулся двух бортов.
Все, упавшие в лузу шары, при начальном ударе засчитываются игроку, производившему удар, и это является основанием для продолжения им игры.
Если условия начального удара не соблюдены, то соперник имеет право:
- принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру;
- установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;
- заставить соперника произвести начальный удар из исходного положения еще раз.
2.8 Начало и завершение удара.
Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.
2.9
Вступление в игру соперника.
Соперник вступает в игру после того, как в результате произведенного удара не был забит шар или имело место нарушение правил. При этом, если игрок, выполняющий удар штрафуется, то его соперник, оценив позицию шаров, вправе потребовать продолжения игры «нарушителем».
2.10 Правило отыгрыша.
Отыгрыш – позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.
Отыгрыш считается правильным, если в результате удара битка по прицельному шару один из шаров, отразившись от борта, коснулся другого борта или довел до него любой шар.
2.11 Особые случаи игры по средней или
угловой лузе.
Для всех случаев нерезультативной игры по средней или угловой лузе, когда не выполнено требование отыгрыша, при достаточном угле попадания в лузу (определяет судья), удар считается правильным и игрок не штрафуется, если в результате удара битка по прицельному шару один из шаров:
- коснулся губы лузы;
- коснулся борта в зоне лузы – 68 мм (диаметр шара) от губы лузы по борту;
- остановился в результативном секторе лузы на расстоянии менее двух диаметров шара от края лузы (измерения производятся до центра передней поверхности стоящего у лузы шара.
При недостаточном угле попадания в лузу (нерезультативная зона, определяемая судьей), отыгрыш обязателен.
Игрок имеет право перед ударом уточнить у судьи
достаточность угла попадания в лузу.
2.12 Сыгранные и зависшие шары.
Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там. Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.
Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до завершения удара (остановки всех шаров) считаются сыгранными.
Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.
2.13 Преднамеренное скатывание прицельных
шаров по борту.
Преднамеренное скатывание прицельных шаров по борту запрещено. При этом не имеет значения вариант скатывания шара: непосредственно битком, или другим прицельным шаром. Упавший по борту при скатывании шар не засчитывается, выставляется на заднюю точку (линию возврата), а удар переходит к сопернику. Штраф при этом не налагается.
2.14 Выскочившие шары.
Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игрового поля стола. Также считаются выскочившими шары, ударившиеся за пределами стола о какой-либо объект (кий, мел, руку, одежду и т.п.) и вернувшиеся на игровое поле стола. Не считается нарушением, если выскочивший шар задевает за пределами стола у игрока или соперника.
Однако, если выскочивший шар задевает в пределах стола что-либо у играющего или соперника (кий, мел, руку, одежду и т.п.), то это считается нарушением, налагается штраф.
Шар остается в игре, если он, ударившись о какой-либо объект в пределах стола (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т.д.), самостоятельно возвращается на игровое поле стола.
2.15 Замедленная игра.
Если игрок на подготовку к удару затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) вправе потребовать контроль игрового времени.
На подготовку и выполнение удара при этом игроку представляется одна минута. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. За десять секунд до истечения отпущенного времени делается устное предупреждение - «осталось десять секунд».
Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику, позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.
2.16 Корректная игра.
Игра считается корректной, если игроки в процессе игры демонстрируют не только высокое мастерство, но также уважение к своему сопернику и окружающим.
Общение игрока во время встречи у стола разрешается только с судьей.
Некорректным считается ведение разговоров, не связанных с игровой ситуацией на столе, комментарии по поводу ударов своих и соперника, необоснованная апелляция к судьям и зрителям и все то, что отвлекает от ровного и спокойного проведения спортивного состязания.
Если игрок, после замечания судьи, продолжает демонстративно нарушать эти правила, судья обязан ставить вопрос о его «неспортивном поведении».
2.17 Вмешательство в игру постороннего.
Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.
Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается. Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара» одним из этих шаров. Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.)
2.18 Вмешательство в игру соперника.
Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на характер ведения спортивной борьбы. Судья обязан решительно пресекать вмешательство в игру соперника.
Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, а виновному в этом объявляется штраф. Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» принимает соперник нарушителя.
Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.
2.19 Выставление шаров.
Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, взятые с полки за штраф, устанавливаются на заднюю отметку (третью точку). Если она занята, то шар ставится на линии возврата как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару.
По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления.
2.20 Штрафы.
За нарушение Правил игры с игрока взимается штраф в виде выставления шара «с полки нарушителя на стол».
Если на момент нарушения Правил у игрока нет забитых шаров, то штраф с него взимается сразу после первого сыгранного им шара.
Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.
Шары, забитые при штрафном ударе, не засчитываются и выставляются в соответствии с Правилами игры.
Штрафы налагаются в следующих случаях:
1. Если биток при ударе не коснулся ни одного прицельного шара.
2. При выскакивании битка за пределы игровой поверхности стола.
3. При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр…
4. При неправильном ударе по битку.
5. При неправильном начальном ударе.
6. При неправильном отыгрыше.
7. При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).
8. Если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара.
9. При исчерпании лимита времени, назначенного судьей за замедленную игру.
Термины и пояснения.
1. «Дом» - часть игровой поверхности стола, заключенная между передним бортом, передней линией (линией «дома»), левым и правым бортами. «Дом» используется при «начальном ударе», а также при введении в игру «битка».
2. Биток - шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от шара, используется термин «свой» или «свояк», т.е. шар, который забит вследствие удара от прицельного шара.
3. Прицельный шар - шар, по которому производится удар битком. Когда прицельный шар падает в лузу вследствие удара по нему битком, используется термин «чужой» или «чужак».
4. Точка (линия) возврата. Для введения шаров в игру, выставляемых после штрафного удара, используется задняя точка на игровой поверхности стола, она именуется также точкой возврата. Иногда в зоне этой точки стоят другие шары, которые не позволяют установить выставляемый шар на эту точку. В этом случае выставляемый шар ставится на линию возврата, которая представляет собой часть осевой линии от задней точки до заднего борта. Шар устанавливается на ближайшее свободное место от точки возврата по этой линии, но так, чтобы он не касался других прицельных шаров. Аналогично действуют, когда необходимо выставить два и более шаров на эту линию. Если этой линии не хватает для установки выставляемых шаров, то она продолжается от задней точки к переднему борту.
Настоящие Правила могут не содержать
описания всех возможных ситуаций, которые возникают в процессе игры. Ситуация,
не имеющая отражения в Правилах, разрешается Главной судейской коллегией, ее
решение опротестовываться не может.
Спортивный бильярд
Точки и линии на игровой поверхности
стола
№1 – передняя точка АВ – передняя линия (линия «дома»)
№2 – средняя точка СD – средняя линия
№3 – задняя точка EF – задняя линия
GH – осевая линия
Основные стандарты для спортивного бильярда.
1. Столы:
- Игровая поверхность стола 3,55х1,87 м
- Высота игровой поверхности стола над уровнем пола 820 мм
- Размер (ширина) луз а) угловых 74
± 0,5 мм
б) средних 83 ± 0,5 мм
- Предел наклона игровой поверхности стола относительно
плоскости горизонта: а) продольный 0,5 мм
б) поперечный 0,25 мм
2. Шары:
- Производитель Арамит
- Диаметр 68 мм
Весь остальной инвентарь и оборудование должны использовать без
ущерба для бильярдных столов и залов, в которых проводятся соревнования.
Правила подготовлены:
Кадышевым В.Д. - Председателем Всероссийской коллегии судей.
Кузьмичевым Н.М. - Председателем комиссии ФБСР по Правилам.
Лошаковым А.Л. - доцентом кафедры бильярда Российской Государственной академии физической культуры.
Черваневым Ю.Н. - Председателем коллегии судей МКП.
Леонтьевым Ю.Н. - Председателем коллегии судей Украинской ФБС.
Под общей редакцией Председателя Всероссийской коллегии судей
Кадышева В.Д.