Данные правила
являются общими для всех описанных ниже разновидностей русского бильярда.
(Но они действуют только в том случае, если напрямую не противоречат
особым правилам для данной конкретной игры).
1. Бильярдные столы, шары и аксессуары.
Все описанные ниже бильярдные игры
должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и
аксессуаров, отвечающих требованиям к бильярдному оборудованию.
2. Расстановка шаров.
Перед началом игры пятнадцать
прицельных шаров с помощью треугольника устанавливают вплотную друг к
другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием
параллельно короткому борту.
3. Удар по битку.
Удар по битку должен производиться
передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом,
по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара
каким-либо иным способом наказывается фолом.
4. Розыгрыш начального удара.
Право на первый удар во встрече
определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от
продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из
дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, чей
шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему.
Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток
не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или
выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка
остановились на одном расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести
начальный удар, либо уступить его сопернику.
В последующих партиях соблюдается очередность.
Перед последней, решающей партией розыгрыш повторяется
заново.
5. Начальный удар (с руки из дома).
При выполнении этого удара
запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта,
а также располагать биток за линией дома. Биток считается введенным в игру
после удара по нему наклейкой кия.
При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые,
а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.
Удар с руки из дома производится также и в других,
оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил
за борт ( "Русская пирамида", "Московская пирамида"), при этом наносить
удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.
Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар
производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае
служит временным домом, ограниченным задней линией.
6. Сыгранные шары.
Шары считаются сыгранными
(забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.
Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола,
остается в игре.
Прицельный шар, упавший в лузу в результате
преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется
в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не
налагается.
7. Выскочившие шары.
Выскочившими за борт считаются
шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту,
на полу и т.д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо
стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы,
осветительный прибор и т.п.), самостоятельно возвращается на игровую
поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной
объект (кий, мел, одежду и т.п.), то он считается выскочившим даже в том
случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.
Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения
удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф
не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.
Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а
забитые шары не засчитываются. При игре в "Американку" биток
выставляется на общих основаниях. При игре в "Московскую" и "Русскую
пирамиду" вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из
дома.
8. Выставление шаров.
Все неправильно забитые и
выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной
игры.
Все выставленные шары считаются прицельными.
9. Положение шара определяется положением его
центра.
Шар, стоящий в точности на линии
дома, считается расположенным вне дома.
10. Начало и завершение удара.
Удар начинается с момента
соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки
всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар
считается движущимся.
11. Удар по близко стоящему прицельному шару
(отстоящему не более чем на 1/2
радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться
на резке под углом 45 градусов и более в сторону от линии центров либо
таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте,
откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны.
3а выполнение неправильного удара игрок штрафуется.
12. Вступление в игру соперника.
Соперник вступает в игру после
того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо
имело место нарушение правил.
13. Штрафы.
Штрафы налагаются в следующих
случаях:
если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных
шаров;
если после удара биток выскочил за борт;
если произведен очередной удар до завершения предыдущего
удара;
если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего
не касается пола;
при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во
время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;
за выполнение неправильного удара по битку;
при неправильном ударе по близко стоящему прицельному шару;
при выполнении удара пропихом по прицельному шару,
отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно
затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает
одновременно биток и играемый прицельный шар;
при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка
дважды;
за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает
прицельный шар от борта;
если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо
находящийся в доме прицельный шар;
при нанесении удара не битком ("Русская пирамида" и
"Московская пирамида");
при падении битка в лузу ("Русская пирамида");
при неправильном отыгрыше ("Американка");
если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на
предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за
продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с
противоположной стороны стола;
при вмешательстве в игру соперника;
Если при
выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф
взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не
засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной
игры.
14. Зависшие шары.
Если шар, зависший над лузой в
положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти
секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья
восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают
и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или
сотрясения бильярдного стола.
Если зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд
после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие
произведенного удара, и игра продолжается на общих основаниях.
Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному
шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает
исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.
15. "Глухая" позиция.
Если шары сгруппировались возле
одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных
случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе
принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры,
то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся
на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с
вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется
розыгрышем, и игра продолжается с руки из дома.
16. Вмешательство постороннего.
Если во время игры шары приходят в
движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица
(непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего
удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при
этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо
чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора,
авария, поломка и т.п.
Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра
приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения
соревнований.
17. Вмешательство соперника.
Если соперник играющего коснется,
сместит или остановит какой-либо шар, движущийся в сторону лузы, то шар
считается сыгранным и играющий производит последующий удар.
Вмешательством считаются также любые действия соперника,
направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех
при выполнении удара.
Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья использует
следующие меры воздействия:
предупреждение;
зачтение поражения;
дисквалификация.
18. Умышленное затягивание игры.
Если играющий, по мнению судьи,
умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право
ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение
удара.
19. Протест.
Протест по поводу интерпретации
правил судьей должен быть заявлен до нанесения любого последующего удара.
Игра при этом приостанавливается, и окончательное решение принимает
главный судья соревнования. Вопрос о том, имело ли место то или иное
игровое событие, является прерогативой судьи у стола и не может быть
предметом протеста.
При игре в Русскую пирамиду следует
руководствоваться a) Общими правилами русского бильярда б)
нижеследующими правилами:
Цель игры.
Первым набрать 71 очко
Используемые шары.
Биток и пятнадцать прицельных
шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и
должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой.
Расстановка шаров.
Прицельные шары расставляются в
форме треугольной пирамиды с вершиной на задней отметке. Шары ставятся
вплотную друг к другу в следующем порядке:
1-й ряд - 4;
2-й ряд - 5, 6;
3-й ряд - 7, 15, 8;
4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.
Ведение счета.
За каждый правильно забитый шар
игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную
единицу (туза) - 11 очков, таким образом общая сумма очков - 130. К
последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его
номера прибавляется 10 очков.
Начальный удар.
Начальный удар производится с
руки из дома.
3аказ.
Перед выполнением удара играющий
должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он
намерен его сыграть.
Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным.
До удара заказ может быть изменен и объявлен заново.
Изменение заказа в процессе удара не допускается.
При правильном сыгрывании заказанного шара все шары,
упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются.
Выставление шаров.
Все неправильно забитые, не
заказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку.
Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в
порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии в
сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется
на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе к мешающему
прицельному шару, но не вплотную.
Штрафы за нарушения.
3а каждое нарушение с текущего
счета нарушителя списывается 5 очков, а к текущему счету соперника
прибавляется 5 очков.
Игра при счете 70:70.
Если каждый из игроков набирает
по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставлется на заднюю
отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего
игра продолжается с руки из дома и ведется до забитого шара или штрафа.
Патовая позиция.
Если каждый из игроков
преднамеренно совершает три нарушения правил игры подряд (тушует биток,
забивает его в лузу, продвигает биток вперед без касания прицельных
шаров и т.п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, то игра
приостанавливается, после чего на столе остается лишь один прицельный
шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков, и игра продолжается
по правилам Игра при счете 70:70Ф. ПРИМЕЧАНИЕ.
После второго нарушения подряд должно последовать предупреждение
со стороны судьи
При
игре в Американку следует руководствоваться a) Общими правилами
русского бильярда б) нижеследующими правилами:
Цель игры.
Первым забить восемь шаров.
Используемые шары.
Игра ведется шестнадцатью
шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.
Расстановка шаров.
Пятнадцать прицельных шаров
расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.
Начальный удар.
Начальный удар производится с
руки из дома.
Ведение игры.
Сыгрывать в лузу можно любой
прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не
требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров,
упавших в лузы.
Отыгрыш.
Отыгрыш считается правильным в
следующих случаях: (1) если один из шаров, перейдя через центральную
линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него
какой-либо другой шар; (2) если центральную линию пересекли два шара
(биток и прицельный шар); (3) если один из шаров, отразившись от одного
борта, коснулся второго или довел до него какой-либо другой шар.
Выполнение отыгрыша каким-либо другим способом штрафуется.
Выставление шаров.
Все неправильно забитые,
выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к
середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется
вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.
Штрафы за нарушения.
3а каждое нарушение правил с
игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у
игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им
шара.
При игре в Московскую пирамиду следует руководствоваться Общими правилами русского бильярда
нижеследующими правилами:
Цель игры.
Первым забить восемь шаров.
Используемые шары.
Биток и пятнадцать прицельных
шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой
разметкой.
Расстановка шаров.
Пятнадцать прицельных шаров
расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.
Начальный удар.
Начальный удар производится с
руки из дома.
Ведение игры.
Сыгрывать в лузу можно любой
прицельный шар или биток от прицельных шаров.
Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе
засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.
Взамен забитого битка со стола снимается любой из
прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий
производит удар битком с руки из дома.
Выставление шаров.
Все неправильно забитые,
выскочившие, а также выставляемые штрафные прицельные шары ставятся
вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар
выставляется вплотную к борту как можно ближе к мешающему прицельному
шару.
Штрафы за нарушения. 3а каждое
нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на
момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после
первого забитого им шара
Международный (или английский) снукер представляет собой наиболее
распространенную в мире разновидность снукера.
В него играют обычно на английских столах размером 6х12
футов с более узкими бортами по сравнению с американскими пуловскими
столами и с закругленными губками луз.
В снукер можно играть и на столах размером 5х10 футов и даже меньше.
Игровая поверхность английских столов, заключенная между упругими
бортами, имеет размеры 3500х1750 мм. Допустимое отклонение составляет
не более чем 3 мм.
Высота стола от пола до верхней стороны борта (поручня) должна
находиться в пределах 850 - 875 мм.
Число игроков.
Двое.
Используемые шары.
Набор снукерных шаров: 15
красных, 6 цветных и биток (белый шар). Стоимость прицельных шаров:
красный - очко, желтый - 2, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5,
розовый - 6, черный - 7. Диаметр шаров - 52,5 мм.
Расстановка шаров. См. рисунок.
Розовый устанавливают на
пирамидную отметку. Вершину пирамиды из красных шаров располагают как
можно ближе к розовому, но не вплотную.
Линия балки и балка.
Прямая, параллельная переднему
борту и отстоящая от него на 700 мм, называется линией балки, а
пространство между ней и передним бортом - балкой.
Сектор.
Сектор представляет собой
полукруг, описанный в сторону балки, с центром посередине линии балки и
радиусом 292 мм. При ударе с руки из сектора играющий может установить
биток в любом месте на линии или внутри полукруга, пользуясь рукой или
любой частью кия, включая наклейку, если он не пытается при этом
произвести удар.
Цель игры.
Набрать большее количество
очков, чем соперник.
Ведение счета.
Очки набираются двумя способами:
игроку присуждаются штрафные очки соперника (см. "Штрафы за нарушения"),
а также при правильном сыгрывании красных или цветных. Каждый правильно
сыгранный в лузу красный приносит одно очко, а цветной - число очков,
равное его стоимости (см. "Используемые шары "). Партия заканчивается
согласно ПРАВИЛАМ ИГРЫ, после того как сыграны все шары, однако если на
столе остался лишь один черный (7), то партия играется до первого
результативного удара или нарушения. Если после этого счет становится
равным, то черный выставляют на исходную позицию. После розыгрыша один
из игроков производит удар по черному с руки из сектора, и партия
продолжается до первого результативного удара или нарушения.
Начальный удар.
В результате жребия или
розыгрыша игроки получают право выбора очередности ударов в первой
партии. В последующих партиях матча очередность меняется. Начальный удар
производится с руки из сектора. Шары не обязательно доводить до борта
или забивать в лузы, однако биток должен коснуться вначале красного. В
противном случае налагается штраф (см. "Штрафы за нарушения"). Штрафные
очки присуждаются вступающему в игру сопернику, который получает право
либо (1) принять сложившуюся позицию и произвести удар, либо (2)
предложить нарушителю произвести начальный удар заново.
Правила игры:
Правильно забитый шар дает право играющему продолжить
свою серию у стола до промаха или нарушения.
Любой удар должен удовлетворять п.п. 5 и 6 Правил игры,
при этом не обязательно доводить шары до бортов или забивать в лузы,
однако биток должен коснуться вначале очередного (легального) шара. В
противном случае налагается штраф.
Пока на столе остаются красные шары, они являются
очередными при выполнении первого удара каждой новой серии.
Если биток коснулся вначале очередного красного шара, то
любой красный упавший после этого в лузу засчитывается, при этом не
требуется указывать на какой-либо конкретный красный шар, лузу или
иные подробности.
Когда очередным (легальным) шаром является красный, то
биток должен коснуться вначале красного шара.
В противном случае налагается штраф (см. "Штрафы за
нарушения").
Если красный сыгран, то очередным шаром становится
цветной, и пока на столе остаются красные шары, серия продолжается
путем поочередного сыгрывания красных и цветных (при этом из красных и
цветных можно выбирать любой). Пока на столе остается хотя бы один
красный и очередным является цветной, игрок должен до удара объявить
цвет конкретного шара, который он выбрал в качестве очередного, и при
ударе биток должен коснуться вначале именно этого шара. В противном
случае - штраф (см. "Штрафы за нарушения").
Если очередным является красный, а забит цветной, то
налагается штраф.
Если очередным является конкретный цветной шар, а забит
любой другой прицельный шар, то налагается штраф.
В международном снукере перескоки не допускаются. Если
игрок преднамеренно наносит удар по битку таким образом, чтобы он
перескочил через мешающий прицельный шар, то налагается штраф.
Пока на столе остаются красные шары, каждый забитый
цветной выставляется до нанесения следующего удара согласно разделу
"Выставление шаров". Если удар произведен при неправильно выставленном
цветном и соперник или судья заметили это до нанесения следующего
удара, то налагается штраф. Если же неправильно выставленный шар
замечен после того, как произведено два удара, то штраф не налагается
и играющий продолжает свою серию у стола. Игрок обязан следить за тем,
чтобы до удара все шары были правильно выставлены. Если же цветной
вообще не выставлен при наличии на столе красных шаров, то серия
прерывается и штраф налагается сразу после обнаружения ошибки,
независимо от числа произведенных игроком ударов. При этом все очки,
набранные до обнаружения ошибки, засчитываются.
После того как сыграны все красные шары, очередными
становятся цветные в порядке возрастания их стоимости, которые после
сыгрывания уже не выставляются (за исключением восьмерки в случае
ничейного результата; см. раздел "Ведение счета").
Неправильно забитые шары.
Неправильно забитые красные не
выставляются. Неправильно забитые цветные выставляются согласно разделу
"Выставление шаров".
Выскочившие прицельные шары.
Выскочившие красные шары не
выставляются, а цветные выставляются, при этом налагается штраф согласно
разделу "Штрафы за нарушения".
Выставление шаров.
Красные шары никогда не
выставляются. Цветные выставляются на соответствующие отметки согласно
исходной расстановке шаров. Если соответствующая отметка занята (то есть
шар нельзя установить без касания других шаров), то цветной выставляют
на свободную отметку, соответствующую шару наибольшей стоимости. Если
все отметки заняты, то цветной выставляют как можно ближе к
первоначальной отметке со стороны заднего борта.
Выскочивший биток.
При выскакивании битка
вступающий в игру соперник играет с руки из сектора. При этом он может
забивать любой из очередных шаров, независимо от его позиции на игровой
поверхности стола.
Касание шара.
Если игрок коснулся какого-либо
прицельного шара или битка, то налагается штраф. (Допускается лишь
касание битка наклейкой кия при выполнении правильного удара.)
Снукер (маска).
Биток находится в положении
снукера (замаскирован), если не очередной шар или шары не позволяют
произвести прямой удар битком ни по одному из очередных прицельных
шаров. Если прямой удар возможен хотя бы по одному из очередных шаров,
то снукера нет. При игре с руки из сектора биток находится в положении
снукера, если невозможен прямой удар с любой позиции внутри полукруга.
Если биток замаскирован несколькими шарами, то ближайший к битку
называется эффективным маскирующим шаром.
Постановка за губу.
Биток считается поставленным за
губу лузы, если закругленный у лузы край борта (губа) не позволяет
произвести прямой удар битком ни по одному из очередных шаров. Если
возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров, то постановки
за губу нет. Если биток поставлен за губу после того, как произошло
нарушение, то судья констатирует постановку за губу и вступающий в игру
соперник имеет право либо (1) принять позицию битка и произвести удар,
либо (2) произвести удар с руки из сектора.
Занятая отметка.
Отметка считается занятой, если
шар нельзя расположить на ней без касания других шаров.
Соприкасающиеся шары.
Если биток касается другого
шара, который является или может являться очередным, то судья
констатирует соприкосновение шаров. В этом случае играющий должен
нанести удар в сторону от шара, иначе произойдет пропих (см. ниже). 3а
удар в сторону от шара штраф не налагается, если (1) шар не очередной,
(2) шар очередной и играющий объявляет его или (3) шар очередной, а
играющий объявляет другой очередной шар и наносит удар по нему. (Если,
по мнению судьи, соприкасающийся шар сдвинулся с места по не зависящим
от играющего причинам, то штраф не налагается.)
Пропих (в снукере).
При игре в снукер пропих
рассматривается как неправильный удар, при котором наклейка кия
продолжает находиться в соприкосновении с битком: (1) после того, как
биток коснулся прицельного шара, или (2) после того, как биток уже начал
самостоятельное движение вперед. В случае если биток и прицельный шар
почти касаются друг друга, то правильным считается удар, произведенный
на предельной резке.
Промах по шару.
Играющий должен по мере своих
сил и способностей стараться попасть по очередному шару. В противном
случае судья фиксирует промах и объявляет штраф. Вступающий в игру
соперник может либо (1) принять сложившуюся позицию, либо (2) вернуть
биток на исходную позицию и предложить нарушителю повторить удар заново.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если по очередному шару попасть невозможно, то принято
считать, что играющий делает попытку попасть по нему.
Свободный шар.
Если биток оказался в положении
снукера после нарушения, то судья объявляет "свободный шар". Если
вступающий в игру соперник принимает сложившуюся позицию и производит
следующий удар, то он может объявить очередным любой прицельный шар.
Стоимость объявленного шара при этом приравнивается к стоимости
очередного. Штраф налагается в случае, если (1) биток не коснулся
вначале свободного шара или если (2) биток после удара оказался
замаскирован свободным шаром (за исключением случая, когда на столе
остались только розовый и черный). Если свободный шар сыгран в лузу, то
он выставляется, а игроку засчитывается стоимость очередного шара. Если
сыгран очередной шар, то игроку засчитывается его стоимость. Если сыгран
и свободный и очередной, то засчитывается стоимость только лишь
очередного шара.
Нарушения.
Если совершено нарушение:
На игрока налагается установленный правилами штраф, при
этом штрафные очки прибавляются к текущему счету соперника. Кроме
того, по требованию соперника нарушитель обязан произвести следующий
удар.
Если при выполнении одного удара совершено несколько
нарушений, то налагается лишь один, но максимальный штраф.
Все неправильно выставленные шары остаются на своих
местах, а не выставленные выставляются. Штрафы за нарушения.
3а нижеследующие нарушения налагается штраф в
установленном размере, но не менее четырех очков.
В размере стоимости очередного шара: за нанесение удара
до полной остановки шаров,
по битку более одного раза,
с отрывом обеих ног от пола,
вне очереди,
неправильно с руки из сектора; в случае
промаха по всем прицельным шарам,
падения битка в лузу,
маскировки битка свободным шаром,
перескока.
В размере стоимости очередного или соответствующего не
очередного шара: в случае
падения в лузу не очередного шара,
первого касания битком не очередного шара,
пропиха,
выполнения удара при неправильно выставленном
шаре,
касания шаров (см. выше),
выскакивания шаров за борт.
В размере стоимости очередного или соответствующих двух
шаров (в зависимости от того, что больше): при попадании битком в
эти два шара одновременно, за исключением случая двух красных или
свободного и очередного.
В размере семи очков: в случае
нарушения правил после сыгрывания красного, но до
объявления цветного,
использования в тех или иных целях шаров, вышедших
из игры,
"Американский снукер " является близким родственником широко
распространенного во всем мире снукера.
Его
правила, однако, построены по тому же принципу, что и правила большинства
американских лузных бильярдных игр. В него играют, как правило, на
специальных снукерных столах размером 5х10 и 6х12 футов (1536х3072 мм и
1843х3686 мм) с более узкими упругими бортами и плавно закругленными
губками луз, при этом используются шары диаметром 52,8 мм или 54,4 мм.
Количество игроков.
Двое.
Используемые шары.
Набор снукерных шаров: пятнадцать красных
прицельных шаров без номера (так называемые красные), шесть прицельных
шаров разного цвета с номером или без (так называемые цветные) плюс
биток. Цветные шары имеют следующую стоимость в очках: желтый - 2,
зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5, розовый - 6, черный - 7.
Расстановка шаров.
Расстановка шаров перед началом игры показана на
рисунке.
Цель игры.
Набрать большее количество очков, чем соперник.
Ведение счета.
Очки присуждаются в двух случаях: при нарушении
правил игры соперником (см. ниже "Штрафы за нарушения"), а также за
каждый правильно забитый красный и (или) цветной шар. 3а каждый
правильно забитый красный шар присуждается одно очко, а за цветной -
согласно его стоимости (см. выше "Используемые шары"). Партия
заканчивается после того, как в соответствии с правилами игры забиты все
шары. Однако если на столе остается лишь один черный шар (7 очков), то
игра продолжается до первого результативного удара или нарушения. Если
же после результативного удара счет становится равным, то черный шар
выставляется на свою исходную позицию, после чего один из игроков,
получивший право на удар в результате розыгрыша или по договоренности
между соперниками, производит удар с руки из полукруга. После этого
партия продолжается до первого результативного удара или нарушения.
Начальный удар (разбитие).
Разбитие производится с руки из сектора. При этом
необходимо, чтобы биток коснулся вначале красного шара (а не цветного),
после чего красный шар должен дойти до борта или упасть в лузу, а биток
по крайней мере дойти до борта. Нарушение указанных требований
рассматривается как неправильное разбитие и наказывается фолом.
Сопернику присуждается соответствующее количество очков, после чего он
имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить
удар, либо (2) потребовать, чтобы нарушитель произвел повторное
разбитие.
Правила игры:
Правильно забитый шар дает право играющему продолжить
свою серию.
При выполнении любого удара (помимо безусловного
удовлетворения требований, указанных в правилах игры 5 и 6)
необходимо, чтобы после соприкосновения битка с очередным шаром
какой-либо прицельный шар упал в лузу либо дошел до борта биток или
один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый
раз при выполнении первого удара своей серии очередным шаром для
играющего является красный шар.
Если очередным шаром является красный, то любой
правильно забитый красный шар засчитывается. Игрок не должен
оговаривать в заказе какой-либо конкретный красный шар и лузу.
Если очередным шаром является красный, то при выполнении
удара биток должен коснуться вначале красного шара. В противном случае
объявляется фол (см. также правило 2).
После того как игрок правильно забил красный шар,
очередным шаром для него становится цветной. И до тех пор, пока на
столе остаются красные шары, он должен поочередно забивать красные и
цветные (в пределах каждой группы он, однако, может выбирать любой шар
по своему усмотрению).
Пока на столе остаются красные шары, а очередным шаром
является цветной, игрок должен (а) оговорить в заказе, какой именно
прицельный шар он выбирает в качестве прицельного, и (б) нанести удар
таким образом, чтобы биток коснулся вначале данного цветного шара. В
противном случае объявляется фол (см. также правило 2).
Если очередным шаром является красный, а в лузу падает
цветной, то объявляется фол.
Если очередным шаром является цветной, а в лузу падает
какой-либо другой шар, то также объявляется фол.
Запрещается умышленное нанесение удара, в результате
которого биток, оторвавшись от игровой поверхности стола,
перескакивает через какой-либо мешающий прицельный шар. В противном
случае объявляется фол.
До тех пор пока на столе остаются красные шары, каждый
забитый цветной шар выставляется до нанесения следующего удара (см.
ниже "Выставление шаров").
Если игрок наносит удар в ситуации, когда цветной шар
выставлен не по правилам, а соперник или судья заявят об этом до
нанесения им следующего удара, то нарушителю объявляется фол. Однако
если соперник или судья своевременно не заявил о нарушении, то после
второго удара в аналогичной ситуации игрок не штрафуется и продолжает
игру так, как если бы все шары были выставлены правильно.
После того как на столе не остается красных шаров,
очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания стоимости
(2, 3, 4, 5, 6, 7). При этом правильно забитые цветные шары не
выставляются (исключение составляет случай, рассмотренный в разделе
"Ведение счета").
Неправильно забитые прицельные шары. Неправильно забитые
красные шары не выставляются, а неправильно забитые цветные
выставляются согласно требованиям раздела "Выставление шаров".
Выскочившие прицельные шары.
Выскочившие красные шары не выставляются, а
цветные выставляются. В том и в другом случае штраф не налагается.
Выставление шаров.
Красные шары не выставляются ни при каких
обстоятельствах. Цветные шары выставляются на те же позиции, что и в
начале игры. Если место цветного шара занято (это означает, что его
нельзя выставить, не задевая другой шар), то он выставляется на
незанятое место цветного шара большей стоимости. Если же все
соответствующие позиции заняты, то цветной шар выставляется как можно
ближе к своему исходному положению со стороны заднего борта.
Выскакивание за борт или падение в лузу
битка.
Вступающий в игру соперник играет с руки из
сектора. При этом игрок может наносить удар по любому очередному шару,
независимо от его местоположения.
Штрафы за нарушения.
За каждое нарушение к текущему счету соперника
прибавляется 7 очков (очки со счета нарушителя не вычитаются). После
этого вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять
сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать,
чтобы удар вновь произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда
удар производится с руки из сектора).
По сравнению с другими лузными бильярдными играми у "Гольфа", пожалуй,
больше всего разновидностей.
В него играют
обычно на столах для снукера с использованием снукерных шаров.
Популярность данной игры в Америке, особенно на региональном уровне,
объясняется тем, что ее основные правила и принципы ведения счета
заимствованы из широко известного спортивного гольфа.
Количество игроков.
Любое число.
Используемые шары.
По одному занумерованному прицельному шару для
каждого участника плюс биток.
Расстановка шаров.
Прицельный шар играющего ставится на заднюю
отметку.
Цель игры.
Правильно забить свой прицельный шар в каждую из
шести луз в порядке возрастания номеров, затратив при этом меньшее
количество ударов (очков), чем соперник (соперники).
Ведение счета.
Каждый произведенный удар влечет за собой
увеличение счета играющего на одно очко. Кроме того, за каждое нарушение
(фол) приплюсовывается дополнительно три очка.
Начальная стадия игры.
В начале игры прицельный шар ставится на заднюю отметку,
а биток на центральную.
При выполнении начального удара игрок обязан довести
прицельный шар до заднего борта.
В противном случае объявляется фол и шары возвращают на
исходные позиции.
Так продолжается до тех пор, пока указанное требование
не будет выполнено.
После правильного выполнения начального удара первый
участник продолжает свою серию (соперники в игру не вступают). Его
задача - правильно забить свой прицельный шар в лузе 1, затратив на
это как можно меньше ударов.
Текущий счет первого участника после первой серии ударов
по лузе 1 с учетом совершенных при этом нарушений фиксируется в
протоколе.
Затем в игру вступает второй участник. Он начинает свою
серию ударов по лузе 1 из той же исходной позиции, что и первый, с
учетом указанного выше требования к начальному удару.
Так продолжается до тех пор, пока последний из
участников не положит свой прицельный шар в лузу 1, причем после его
последнего удара биток остается на месте.
Продолжение игры.
После того как каждый из участников забил свой
прицельный шар в лузу 1, в игру вновь вступает первый участник.
Его прицельный шар выставляют на заднюю отметку, а биток
оставляют на том же месте, на котором он остановился после последнего
удара последнего участника по лузе 1.
Следует отметить, что, приступая к выполнению своей
серии ударов по лузе 2 (а также по всем оставшимся лузам), игрок не
обязан доводить прицельный шар до заднего борта.
Что касается битка, то вплоть до окончания игры его
оставляют на том месте, на котором он остановился после завершения
удара (случаи выскакивания за борт и падения битка в лузу рассмотрены
ниже).
После того, как первый участник правильно забьет свой
прицельный шар в лузу 2, в игру вступает второй участник.
Так продолжается до тех пор, пока каждый из участников
по очереди не забьет свой прицельный шар по порядку во все шесть луз.
Правила игры:
Падение прицельного шара в какую-либо неочередную лузу
влечет за собой фол.
При выполнении любого удара необходимо, чтобы после
соприкосновения битка с прицельным шаром либо (1) хотя бы один из них
дошел до борта, либо (2) прицельный шар упал в очередную лузу. В
противном случае объявляется фол.
Если при выполнении одного удара совершено несколько
нарушений, к текущему счету нарушителя приплюсовывается три очка и не
более.
Если при выполнении удара с руки из-за передней линии
(например, после падения битка в лузу) прицельный шар оказывается в
доме, то играющий имеет право либо (1) выставить прицельный шар на
заднюю отметку и играть по нему из дома, либо (2) разместить биток на
передней отметке и оттуда произвести удар по расположенному в доме
прицельному шару.
Выскакивание за борт прицельного шара влечет за собой
фол.
Неправильно забитый прицельный шар.
Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету
нарушителя прибавляются три очка.
Выскочивший прицельный шар.
Выставляется на заднюю отметку, к текущему счету
нарушителя прибавляется три очка.
Выскакивание за борт или падение в лузу
битка.
Игрок продолжает игру с руки из-за передней линии.
ПРИМЕЧАНИЕ. Правило игры 4 предусматривает
особый альтернативный вариант.
Штрафы за нарушения.
К текущему счету нарушителя прибавляются три очка
за каждый фол.
Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже
разновидностей пула.
Бильярдное оборудование.
Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с
использованием пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающих
требованиям раздела "Бильярдное оборудование и принадлежности.
Расстановка шаров.
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний
шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны
быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.
Удар по битку.
Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном
случае объявляется фол.
Промах по лузе.
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть не забивает
прицельный шар, то его серия заканчивается и в игру вступает соперник.
Розыгрыш начального удара.
При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая
процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка
или по крайней мере два не полосатых прицельных шара) и расположив их по
разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с
руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и
обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
При этом шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз.
Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
шар зашел на половину соперника,
не достиг заднего борта,
упал в лузу,
выскочил за борт,
коснулся длинного борта,
остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или
коснулся заднего борта два раза и более.
Если правила
нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар
остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
Начальный удар (разбитие).
Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам
розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при
проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий
имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику.
Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом
прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры.
Биток считается введенным в игру после того, как он пересек переднюю
линию в результате удара по нему наклейкой кия.
Удар с руки из дома.
Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка
в лузу, в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры
случаях. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом
месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр
которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии).
Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том
случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний
борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением
его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До
пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме
прицельные шары. Биток считается введенным в игру после того, как он
покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия. Пока
биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако
любое касание битка после введения его в игру влечет за собой фол.
Игра с руки.
Если правила конкретной игры предусматривают игру с руки после
объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в
любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому
прицельному шару.
Сыгранные шары.
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного
удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность
стола, считается несыгранным.
Положение шаров.
Положение шара определяется положением его нижней точки (или
центра).
Касание пола.
При выполнении удара по крайней мере одна нога играющего должна
касаться пола, в противном случае налагается штраф.
Выполнение удара до полной остановки шаров.
Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки
битка или любого прицельного шара.(Вращающийся на месте шар считается
движущимся.)
Завершение удара.
Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на
игровой поверхности стола.
Дом и передняя линия.
Передняя линия не является частью дома. Поэтому если правила игры
требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то прицельный шар,
расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и
биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не
следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.
Общее правило для всех нарушений.
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут
налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее
общее правило:
право удара переходит к сопернику,
ни один забитый шар не засчитывается, и
любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это
предусмотрено правилами конкретной игры.
Промах по легальному шару.
Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из
легальных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с
которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от
расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по
этому шару.
Правильный удар.
Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального
(очередного) прицельного шара, а затем либо
один из прицельных шаров упал в лузу, либо
биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до
борта.
Невыполнение этих требований влечет за собой фол.
Падение битка в лузу.
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.
Запрет касания шаров.
3а касание во время игры любого прицельного шара или битка телом,
одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться
битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара.
3апрет двойных ударов.
Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного
раза, а также если наклейка касается битка в то время, как биток
касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то
налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо
нелегальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него,
в противном случае налагается штраф.
3апрет толчка.
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта
наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то
налагается штраф.
Правильный перескок.
При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в
верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание
наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется.
Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается.
Выскочившие шары.
Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой
поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. д.). Шар
не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого
борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую
поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся
стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо
предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный
прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим,
даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую
поверхность.) Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате
которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт,
штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной
остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток
вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
Одновременное нарушение нескольких правил.
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок
наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф,
предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.
Самопроизвольное перемещение шаров.
Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо
иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он
остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается
неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его
следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру. Если при
выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до
соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на
исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при
самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного
шара.
Выставление шаров.
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо
выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они
располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим
номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания
номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же
находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное
требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как
можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не
сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как
можно ближе к нему, но не вплотную. В случае если для выставляемых шаров
не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары
выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между
задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с
наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке
возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней
отметки.
Шары, упавшие вместе с сыгранным.
Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы
падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с
правилами каждой конкретной игры.
Вмешательство постороннего.
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства
постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на
игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра
продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная,
то позицию восстанавливает судья. Ёто правило следует применять также
при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение
осветительного прибора, авария и т. п. Если же позицию восстановить
невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит
тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, неприменимо к игре "14.1
с продолжением ", в которой одна партия состоит из последовательных
пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается
розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново.
Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту приостановки
партии.
Очередность начального удара.
Если встреча проводится до определенного количества побед или
сыгранных партий, то победитель каждой отдельной партии производит
первый удар в следующей. По усмотрению организаторов соревнований
возможны следующие варианты:
Игроки разбивают по очереди.
Разбивает проигравший.
Разбивает проигрывающий по партиям.
Вступление в игру соперника.
Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил
правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то
соперник принимает сложившуюся на столе позицию.
Шар на борту.
Удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту, должен
завершиться
падением одного из прицельных шаров в лузу, или
доведением битка до борта, или
доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он
первоначально не находился в контакте), либо
доведением до борта другого прицельного шара.
Невыполнение
хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол. "акт
касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или
одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.
Установка битка.
При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой
частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия
вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало
удара.
Вмешательство в игру соперника.
Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то
это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение
удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.